Дому нужен капремонт…
01.09.2011Ирина БОГДАНОВА, Рядом с домом. // №96 (348), 2011; с.3, 13.
Крыша течет, трубы изношены, лифт давно требует замены, с электропроводкой – беда… Многие чкаловцы не понаслышке знают о таких коммунальных проблемах – домов, остро нуждающихся в капитальном ремонте в районе хватает. Но что делать собственникам, чтобы решить их? Откуда ждать помощи? За ответом мы обратились к заместителю директора по эксплуатации ООО «УК РЭМП УЖСК» Татьяне Бакум.
Кто платить будет?
- Татьяна Андреевна, главный вопрос при проведении любых затратных мероприятий – откуда взять деньги? За чей счет обычно проводятся капремонты?
- Средства, которые вкладываются в капремонт жилых домов, обычно собираются тремя способами. Основная часть суммы – деньги, накопленные по статье «Капитальный ремонт». Это ≈ 4% от ежемесячных коммунальных платежей собственников квартир и нежилых помещений. От нанимателей муниципального жилья по данной статье средства на счет дома не поступают, за неприватизированные квартиры отчисления идут в городской бюджет.
Но в общую копилку будущего капремонта поступают платежи от организаций, арендующих в доме помещения общего пользования (колясочные, подвалы и т. д.), а также компаний, устанавливающих в доме свое оборудование (операторы сотовой связи, Интернет-провайдеры, телекоммуникационные компании и т. д.).
В отдельных случаях деньги могут быть выделены и из бюджетов различных уровней. Какие дома будут отремонтированы за казенный счет, решает администрация города. Управляющие компании лишь подают заявки на участие домов своего жилфонда в той или иной программе госфинансирования, составляют предварительные сметы по необходимому ремонту. Объекты выбираются, на основании осмотров многоквартирных домов на предмет степени износа инженерных систем и ветхости конструктивных элементов здания.
Но добиться бюджетного финансирования обычно непросто. Уровень износа жилого фонда в Свердловской области достигает 45-47 %, около 10% его официально признано ветхим или аварийным, потому и желающих поучаствовать в государственных программах пруд пруди.
Каждый за себя
- Выходит, владельцам квартир приходится надеяться в основном на собственные силы? И что у кого-то действительно накоплены необходимые суммы?
- Конечно. Особенно в этом вопросе повезло большим много подъездным, многоэтажным домам. Чем больше собственников, тем реальнее проводить капитальные ремонты – средства накапливаются быстрее. Если в доме 3-5 этажей и 2-3 подъезда, собрать нужную сумму гораздо сложнее. Чаще всего именно на ремонт таких домов мы подаем заявки на бюджетное софинансирование.
Стоит еще добавить, что подрядчики, занимающиеся ремонтом МКД, редко требуют внести оплату за свои услуги сразу целиком. Как правило, имеет место рассрочка, поэтому недостающую сумму собственники могут поднакопить уже после начала ремонта. Главное, чтобы жители своевременно оплачивали жилищно-коммунальные услуги, не копили долгов.
- То есть, если деньги на счету дома есть, капремонт провести не составит труда?
- Чаще всего, да. Но не стоит забывать, что еще на собственниках лежит обязанность по согласованию работ капитального характера. По нынешнему жилищному законодательству решение о проведении капремонта должно приниматься на общем собрании собственников с учетом средств накопленных на лицевом счете конкретного дома. Управляющая компания в одностороннем порядке не имеет права навязать собственникам проведение таких затратных мероприятий.
- Управляющие компании как-то помогают собственникам?
- Специалисты УК могут и должны по требованию собственников представить компетентное техническое заключение о состоянии дома, а также сведения о накопленных собственниками деньгах на капремонт. Управляющая компания имеет право порекомендовать жителям, на что в первую очередь стоит потратить деньги при ремонте здания, чтобы максимально продлить срок его эксплуатации. Также в обязанность УК входит помощь собственникам в организации собрания – распространение объявлений о его проведении, подготовка листов голосования и т. д.
- Почему же, в таком случае, такие собрания не проводятся?
- УК РЭМП УЖСК организует такие собрания регулярно, капитальные ремонты ведутся в плановом режиме. Но есть некоторые сложности. Когда назревает необходимость проведения собрания и принятия общего решения, начинается самое интересное.
Во-первых, встает вопрос явки. Решение о проведении капитального ремонта считается законным, если за него проголосовало 2/3 от общего числа собственников. Практика показывает, что посещает собрания менее 50%. Многие владельцы квартир сдают свою жилплощадь и редко появляются в арендованной квартире. Есть те, у кого просто нет времени заниматься подобными вопросами. Бывают и такие собственники, которым откровенно наплевать на общедомовые проблемы, если в собственной квартире все благополучно.
Так или иначе, очное голосование чаще всего оказывается несостоявшимся. Приходится голосовать заочно, то есть собирать подписи в пользу решения о капремонте поквартирно. Обычно процедура эта затягивается на несколько недель, а то и месяцев.
Во-вторых, если собрание все же состоялось, спорным становится вопрос о том, что именно ремонтировать. Жители верхних этажей требуют в первую очередь залатать крышу. Те, кто проживает на первых этажах, настаивают на ремонте коммуникаций в подвале. Автовладельцы ратуют за расширение парковки и дворового проезда. Родители – за благоустройство детской площадки. А ведь еще неплохо было бы и ремонт в подъезде сделать!..
Но обновить дом от кровли до фундамента, да еще и во дворе красоту навести за раз, естественно, невозможно. Главным образом по финансовым причинам. Приходится выбирать. И вот тут каждый старается тянуть одеяло на себя…
- Управляющая компания может как-то помочь собственникам прийти к единому решению?
- Как правило, нам удается в такой ситуации убедить собственников в том, что, например, глупо затевать ремонт МОП, если течет крыша или накануне отопительного сезона в подвале требуют замены ржавые трубы, - объясняет Татьяна Бакум, - Но порой дебаты разворачиваются серьезные.
Решение есть!
- Допустим, жители пришли к общему мнению, подписи в пользу ремонта собраны... Что дальше?
- Если 2/3 собственников проголосовали за конкретные работы по капремонту, согласовали их сметную стоимость, протокол голосования (очного или заочного) предоставляется в УК. На его основании заключается договор с подрядной организацией. Чаще всего мы сотрудничаем с уже зарекомендовавшими себя подрядчиками, но жители имеют право провести конкурс и выбрать ту подрядную организацию, которая, по их мнению, лучше.
Далее УК организуется еще одно – информационное – собрание, на котором обговариваются сроки проведения работ. Здесь граждане могут высказать какие-то свои пожелания относительно ремонта. Если, к примеру, планируется замена стояков центрального отопления, необходимо решить вопрос с доступом в квартиры. Также обсуждается вопрос итоговой приемки работ. Словом, обговариваются все технические нюансы.
После такого собрания, собственно, начинаются работы.
Хороший пример
- Оказывается, организовать капремонт – задача не простая… Есть положительные примеры?
- Конечно. На самом деле успешные капитальные ремонты не редкость. Вот, к примеру, нынешний год. Собственникам многоквартирного дома на Сухоложской, 6 удалось скопить более 500 000 рублей по статье «Капитальный ремонт». Было проведено сначала голосование по требованиям Жилищного кодекса, потом – информационное собрание. Сейчас в доме ведутся работы по замене стояков холодного и горячего водоснабжения, канализации. К 25 сентября планируем их завершить.
Или, к примеру, дом по Симферопольской, 15. Здесь сложилось очень интересная ситуация. На крыше дома с согласия собственников располагается базовая станция оператора сотовой связи. Проверки показали, что такое оборудование практически не влияет на здоровье жителей дома, однако приносит дому существенную финансовую прибыль, в разы превышающую сборы с населения по статье «Капремонт». С Интернет-провайдеров, которые платят за размещение линий связи, такие деньги и не собрать. Тарифы на лизинг весьма не велики – примерно 600 рублей в месяц, а вот базовая станция – совсем другое дело.
В прошлом году в доме проводилась замена инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения в подвале, а в этом году идет ремонт в МОП с установкой пластиковых окон.
Но на Симферопольской, 15 не только налажено финансирование, там и с активностью собственников все в порядке. В особенности жителям нужно благодарить своего старшего по дому - Жигаленко Сергея Владимировича. Это прекрасный организатор. Как правило, если в доме есть неравнодушные люди, которые активно занимаются вопросами управления, удается сделать гораздо больше, чем там, где решение общедомовых проблем пущены на самотек.
Беседу вела Ирина Богданова.
