Аварийно-диспетчерская служба:
(343) 297-14-20,
297-13-11,

«Долговая яма» для УК

26.09.2014
Ирина Богданова, Рядом с домом, № 157 (967), с. 3, 9

Дома потребляют ресурсы сверх норматива, а платить за излишки должны управляющие компании

В Екатеринбурге стартовал отопительный сезон. В дома горожан приходит тепло поэтапно, по графику. Власти обещают, что зимовать будем с горячими батареями, но отсутствие видимых проблем не означает, что все гладко в нашем ЖКХ.

Последний год все управляющие компании Екатеринбурга (если не сказать, всей страны) бьют тревогу по поводу стремительно растущих долгов перед поставщиками коммунальных ресурсов. Поговаривают даже о настоящем коммунальном коллапсе. Откуда же взялись многомиллионные долги и по чьей вине? Пояснить ситуацию мы попросили генерального директора Управляющей компании РЭМП УЖСК Валерия Терентьева.

- Валерий Александрович, период запуска отопления проблема коммунального долга встает всегда очень остро. Как обстоят дела в этом году?

- Действительно, одно из основных условий нормального запуска отопления в многоквартирных домах в начале отопительного сезона – финансовая стабильность управляющей компании, которая этими домами управляет, и отсутствие у неё долгов перед ресурсоснабжающими организациями (РСО).

По закону задолженность должна быть нулевой. Сами РСО готовы мириться с текущей задолженностью не свыше 3х месяцев. Однако со вступлением в силу Постановления Правительства РФ №344, у управляющих компаний, какими бы добросовестными они ни были, исчезла возможность соблюдать даже такие сроки. Долги растут из месяца в месяц, и как их гасить никто не знает.

- Откуда появляются долги УК?

- Есть три основные причины.

Во-первых, традиционно высок долг населения перед УК.

Во-вторых, в спорных ситуациях суды чаще всего встают на сторону РСО. Например, получить с поставщика в полном объеме перерасчет за некачественно предоставленную услугу практически невозможно. Сумма выплат в десятки раз меньше реальных потерь.

В третьих, сверх нормативная предъявка поставщиков за общедомовое потребление, которая изначально не имеет источника финансирования.

- Давайте обо всём по порядку. Долги населения. Почему люди не платят, и как вы с этим боритесь?

- На самом деле, люди платят. По статистике расчетных центров, ежемесячные сборы платы за ЖКУ доходят до 97-98%. Все платежи через расчетный центр сразу направляются поставщикам. Уже давно действует система расщепления платежей, деньги за ресурсы на счета УК не попадают, сразу уходят по назначению. НО! Даже 1-2 % стабильных неплатежей населения на протяжении нескольких лет выливаются в многомиллионные долги.

Люди становятся должниками по самым разным причинам. Кому-то просто лень или некогда дойти до кассы или платежного терминала. Кто-то предпочитает лучше купить новую машину или съездить в отпуск, чем оплатить коммуналку. Конечно, у кого-то действительно возникают финансовые трудности. Но, как правило, самые незащищенные категории населения – пенсионеры, многодетные семьи, одинокие родители – все, кто имеют небольшие доходы, оказываются самыми дисциплинированными плательщиками. Для них дополнительные расходы в виде пени совсем нежелательны.

Боремся с должниками всеми разрешенными законом способами. Как говорится, и «кнутом», и «пряником». Сначала напоминаем о долге – рассылаем цветные квитанции, уведомления. Собственникам, которые идут на контакт, предлагаем заключить соглашение с УК и гасить долг поэтапно. Если должник согласен, приостанавливаем начисление пени. Если платить по счетам человек отказывается, ограничиваем доступ к коммунальным ресурсам и подаем на должника в суд.

Правда, даже по решению суда взыскать с неплательщика долг получается далеко не всегда. Судебные приставы в этом плане работают очень неэффективно, а иногда у собственника вовсе нет доходов и имущества, на которые можно было бы наложить арест.

- Вы сказали, что споры с поставщиками в судах тоже обычно оказываются не в пользу УК…

- Да. Судебная практика у нас сложилось таким образом, что при рассмотрении дел о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества суды, как правило, встают на сторону РСО. К примеру, ситуация: поставщик подал в дома горячую воду низкой температуры, а плату выставил как за ресурс нормального качества. Мы, естественно, производим населению перерасчет, а на РСО подаем в суд, чтобы размер платы также был пересчитан. Но наши доводы зачастую остаются не услышанными. Нам отказывают в исковых требованиях или сумма перерасчета оказывается в несколько раз ниже наших реальных потерь. Например, по итогам последнего процесса мы смогли взыскать с МУП «Екатеринбургэнерго» только 120 тысяч рублей, хотя реально недопоставка коммунальной услуги обошлась нам в 2 миллиона рублей.

- Но эти потери не так уж и велики по сравнению с еще одной статьей расходов - сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов, приходящееся на общедомовые нужды?

- Именно так. Многие знают, что в прошлом году вступило в силу Постановление Правительства РФ № 344, были введены предельные нормативы на «общедомовку», т.е. даже если дом потребляет больше нормы, оплачивать перерасход должны не те, кто собственно потреблял, а управляющая организация.

Логики законодателей мы до сих пор понять не можем, поскольку большинство домов по факту в норматив не укладываются. Дело тут не в утечках, не в сторонних подключениях, просто дома реально потребляют больше, чем предписывает норматив.

Конечно, норматив на «общедомовку» снял с населения часть издержек, но люди не стали потреблять меньше ресурсов, далеко не все обзавелись индивидуальными счетчиками, поэтому общедомовка никуда не делась, она, как и прежде, остается высокой. Просто этот груз переложили на плечи управляющих организаций.

Как быть УК в этой ситуации? Из каких средств покрывать эти издержки? Нам, например, совершенно не понятно. Источников финансирования у нас нет. Долг копится последние 14 месяцев и что с ним делать, никто не знает.

- Для каких УК характерна эта ситуация?

- Для всех. В большей или меньшей степени. Парадокс в том, что общедомовое потребление может превысить норматив даже в абсолютно новом или отремонтированном доме, где установлены индивидуальные счетчики во всех квартирах. Конечно, перерасход в этом случае небольшой, но платит за него УК из собственных средств, а значит это ее убыток. И в масштабах всего жилищного фонда это выливается в колоссальные суммы.

Например, у нашей компании, которая обслуживает 442 дома, такой убыток по всем услугам составил более 50 миллионов рублей с момента действия постановления. Как вы понимаете, для нас это неподъемные расходы.

- И какой выход вы видите в этой ситуации?

- Выход один – обязать конечного потребителя оплачивать реально потребляемый объем. Как это сделать? Вариантов два.

1. Увеличить общедомовые нормативы, чтобы они примерно соответствовали фактическому потреблению домов.

2. Не только обязать собственников на законодательном уровне установить индивидуальные счетчики (это уже сделано), но и ввести реальные рычаги воздействия на тех, кто закон не выполняет. Например, можно повысить тарифы на индивидуальное потребление ресурсов для нормативщиков. Сейчас собственник по сути сам решает, как ему оплачивать ЖКУ, никаких штрафов за отсутствие электросчетчиков и водомеров в жилых помещениях не предусмотрено. Поэтому многим выгоднее, без остановки жечь свет, лить воду часами, при этом оплачивать нормативный объем – все равно за перерасход платить не придется. Об убытках УК никто не думает.

Мы, естественно, пишем письма во все возможные инстанции, показываем расчеты, показания приборов, пытаемся достучаться до законодателей и донести, что закон в том виде, в котором он существует сейчас, просто не применим к реальности. Неуклонно растущие долги уже сейчас породили ситуацию кризиса в системе ЖКХ.

- Все-таки что горожанам ждать сейчас в условиях постоянно растущего долга? Как будем зимовать?

- Хочу успокоить жителей. В этом году срыва отопительного сезона все же не случится. Запуск отопления проходит в нормальном режиме. Ни один поставщик не отказал нам в подаче теплоносителя.

Мы стараемся контролировать ситуацию, частично гасим долг из собственных средств предприятия, ищем способы экономить. Если возникает напряженность в отношении с поставщиками, ведем переговоры, ищем консенсус. В скором будущем по примеру других УК мы собираемся переходить на систему прямых расчетов с поставщиками, то есть житель, когда получит квитанцию, увидит, что за содержание жилья он платит УК, а за коммунальные услуги по реквизитам конкретных поставщиков. Это более прозрачная система, чтобы у поставщиков была уверенность, что средства населения поступают к ним в полном объеме в режиме реального времени.

Кроме этого, недавно прошла информация, что закон все же будет меняться. Очень надеемся, что случится скоро, и мы сможем, наконец, вылезти из «долговой ямы».

В идеале всю серьезность проблемы коммунального долга должны осознать наши горожане, жители МКД. Оплачивайте вовремя квитанции, экономьте воду и свет, установите счетчики во всех квартирах вашего дома, и тогда гарантированно проблем с предоставлением коммунальных услуг можно будет избежать.

 

предыдущая

 


© 2010 ООО «Управляющая компания РЭМП УЖСК»


Адрес: г.Екатеринбург, ул. Газетная, 65
Электронная почта для контрагентов: info@rempuzhsk.ru

Разработка сайта - ДИАС