Как отремонтировать многоквартирный дом?
22.06.2011Андрей ГУСЕЛЬНИКОВ, Комсомольская правда. Екатеринбург
Лето - пора ремонтов. Те, у кого в доме бежит крыша, изношены трубы или требуется заменить лифт, с нетерпением ждут, когда очередь дойдет до них
Между тем средства федерального Фонда, выделенные для капитальных ремонтов, подходят к концу. Стоит ли рассчитывать на помощь государства или жильцы должны рассчитывать только на себя? Сколько домов уже отремонтировали по федеральной программе реформирования ЖКХ и что нужно для вступления в эту программу? Эти и другие вопросы за круглым столом в екатеринбургской редакции «Комсомольской правды» обсудили представители областного Министерства энергетики и ЖКХ, Фонда ЖКХ Свердловской области, управляющих компаний Екатеринбурга и соседних городов. Коммунальщики отчитались о потраченных деньгах, обсудили свои самые наболевшие проблемы и призвали собственников жилья - жильцов брать ситуацию в свои руки.
Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов:
- Процент износа жилого фонда в Свердловской области – 45 - 47 процентов, около 10% его официально признано ветхим или аварийным. Фактически доля многоквартирных домов, которые сегодня находятся в плачевном состоянии (со степенью износа более 60 процентов), достигает 20 - 25 процентов (а в ряде территорий - до 40 - 45 процентов). Поэтому две самых важных задачи стоят сегодня перед нами: подготовка к очередному отопительному сезону и ремонт домов.
Жильцы сами должны решить, сколько денег ежемесячно отчислять на ремонт своего дома. Если такого решения не принимали на общем собрании, то размер платы за капитальный ремонт рассчитывается и начисляется по постановлению Главы муниципального образования. Однако эта ставка минимальна. Даже если все жители добросовестно оплачивают коммунальные счета, как правило, этих средств не хватает для проведения капитальных ремонтов. К примеру, только замена лифта стоит 1 миллион 600 - 1 миллион 800 тысяч рублей, замена кровли (в зависимости от размеров дома) может достигать 800 тысяч рублей.
Поэтому, чтобы помочь жильцам, еще в 2008 году был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. Федеральное Правительство выделило 240 миллиардов рублей, из них в Свердловскую область направили 12 миллиардов. Эти средства направляются на две основных цели: капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. Сегодня этот лимит практически полностью выбран. Поскольку в предыдущие два года мы совместно с муниципалитетами очень хорошо поработали по этой программе, в этом году федеральное правительство планирует выделить дополнительные средства, правда, уже в гораздо меньшем объеме. На этот год по двум программам выделено 1 миллиард 200 миллионов рублей, с учетом софинансирования и дополнительных источников получается около 2 миллиардов рублей. Уже сформирована первая заявка, сейчас она в Москве на согласовании. В ней участвуют 9 муниципальных образований, планируется отремонтировать 124 многоквартирных дома. Общий объем - порядка 550 миллионов рублей, в том числе по Екатеринбургу - 200 миллионов. Здесь отремонтируют 22 многоквартирных дома, на 33 домах заменят 33 лифта и установят общедомовые приборы учета. Сейчас формируется вторая заявка, в нее включены 7 муниципальных образований, 200 миллионов получит Екатеринбург, в течение 2 недель эта заявка также будет отправлена в Москву.
- Как отбираются дома в эту программу?
- Жители на общем собрании принимают решение, что они хотят участвовать в этой программы и согласны финансировать 5 процентов предстоящих работ (таково условие участия в программе). Они утверждают перечень работ, которые хотели бы провести, утверждают смету и через свою управляющую компанию подают заявку в администрацию. Есть критерии отбора, например, в Екатеринбурге есть постановление Главы города, где прописано, за что какие баллы даются. Например, дополнительные баллы даются, если хотят заменить лифт. Уже второй год мы стараемся поддержать этот вид работ, потому что без помощи фонда, только на свои средства, провести потом эти дорогостоящие работы жители, скорее всего, не смогут. Учитывается год введения дома в эксплуатацию, степень износа. Дома, которые набрали наибольшее количество баллов, попадают сперва в муниципальную, потом в региональную программу, мы утверждаем ее постановлением Правительства области и направляем в фонд.
Иногда люди обращаются с жалобами, что их дом не включили в программу, при этом сами не могут даже организовать общее собрание! А без протокола собрания («за» должно проголосовать не менее 66 процентов жильцов) заявка даже не рассматривается. Управляющие компании прекрасно знают, какие документы необходимы для включения в эту программу. Но люди должны понимать: средств фонда - это государственная поддержка. Но основной источник финансирования капитальных и текущих ремонтов - это средства самих жильцов.
Генеральный директор ЗАО УК «Стандарт» Владимир Пустовалов (Ленинский район):
- Жителям Ленинского района эта программа действительно очень помогла. В 2008 году отремонтировали 39 домов на сумму 81 миллион рублей, в 2009 году – 44 жилых дома, в 2010-м – 3 дома. В 2011 году пока только один дом включен в эту программу – Онуфриева, 70. Дома стараемся ремонтировать комплексно, начиная с кровли и заканчивая внутридомовыми сетями, заменой лифтов. К сожалению, те дома, которые не вошли в федеральную программу в предыдущие годы, и сейчас не имеют возможности в нее попасть. У нас около 152 домов, по которым полностью готов пакет документов на комплексный ремонт (проведены собрания жильцов, есть все необходимые решения, управляющая компания подготовила укрупненные расчеты стоимости ремонтных работ и т.д.), но средств Министерство больше выделить не может. Как дальше выходить из этого положения, пока не знаю.
Генеральный директор ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» Дмитрий Кружаев:
- С 2008 года отремонтировали чуть менее 100 домов. Основные деньги поступили в 2009 году - тогда мы в Железнодорожном районе отремонтировали более 60 домов и заменили около 100 лифтов. Это был очень хороший результат. 5 процентов, которые требуются от собственников домов, мы брали из тех денег, которые жители оплачивали по квитанциям, из статьи «капитальный ремонт». Никаких дополнительных средств с населения не собирали.
Генеральный директор ЗАО «УК «Верх-Исетская» Елена Малахова (Верх-Исетский район):
- Наша компания - одна из первых, кто успешно начал реализовывать проекты региональной адресной программы Свердловской области. В 2008 году нами было отремонтировано 65 жилых домов, в том числе: 37 кровель, 12 фасадов, заменены инженерные коммуникации в 49 домах, установлено 13 коммерческих узлов учета тепловой энергии, заменено 12 лифтов. Фонд содействия реформированию ЖКХ выделил на эти цели около 119 млн. рублей. В 2009 году федеральная финансовая поддержка составила 204 млн. рублей. На эти средства отремонтировано 63 жилых дома. Выполнен капитальный ремонт 18 кровель, инженерного оборудования в 37 домах, заменено 78 лифтов, установлено 15 узлов коммерческого учета тепловой энергии. В 2010 году в программу попало 6 наших домов. Что касается текущего года, то на данный момент утверждены 3 объекта. Адресная программа, безусловно, является хорошим подспорьем в решении проблемы финансирования дорогостоящих ремонтов.
Генеральный директор ООО «ЖКХ-Холдинг» Игорь Лаптев:
- К федеральной программе мы подключились в 2009 году. За два года отремонтировали 50 домов почти на 264 миллиона рублей. Честно говоря, нам, управляющим компаниям, эти ремонты кроме забот и хлопот ничего не приносят. Единственное, что мотивирует – дом, в котором сделан капитальный ремонт, потом гораздо проще обслуживать.
Часто интересы самих жильцов противоречат друг другу. Для жителей верхних этажей больной вопрос – кровля. Те, кто живут на 1 этаже, озабочены состоянием подвала. Приходится объяснять, что любой капитальный ремонт надо начинать с кровли. Лучше всего делать комплексную реконструкцию: зачастую ремонт какого-то одного элемента или части дома не дает нужного результата. Бывают проблемы и с подрядчиками: попадаются недобросовестные, с которыми потом возникает масса проблем: независимые экспертизы, суды и т.д. Но с большинством ремонтных фирм можно работать. Недочеты, конечно, бывают: выполнить ремонт идеально на 100 процентов невозможно. Стараемся устранять эти недочеты в кратчайшие сроки.
Жильцам без средств Фонда только на свои деньги выполнить капремонт дома проблематично. Жителям больших домов – на 200 и более квартир - значительно проще: у них больше объем фонда капитальных ремонтов. И можно, например, отремонтировать сразу всю кровлю, а не частями. Небольшим домам - 2-3-этажки – таких средств никогда не собрать. Поэтому будем надеяться, что Фонд продолжить свое существование. Без помощи государства привести в безопасное состояние старые малоквартирные дома сегодня невозможно.
У нас в Березовском есть дом по адресу Овощное отделение, 10. Это 3-хэтажка, которую в свое время построил совхоз. Ни воды (ни холодной, ни горячей), ни канализации. Единственное, что там было – отопление. И люди жили так десятки лет. В 2009 году они пришли к нам с желанием попасть в программу ремонтов по 185-му федеральном закону. Мы объяснили им: чтобы понять, сколько это будет стоить, надо выполнить проект, причем за свои средства. Люди поняли это, оплатили проект, утвердили его, накопили за год необходимые средства. Недавно мы завершили этот объект: люди получили услуги, которых у них не было десятки лет. Но опять же помог Фонд реформирования ЖКХ. За свои средства они бы никогда этого не сделали.
Генеральный директор ЗАО «УК РЭМ УЖСК» Валерий Терентьев (Чкаловский район):
- Мы тоже поучаствовали в федеральной программе - 70 домов отремонтировали. Средства отработали эффективно, надеемся на дальнейшую помощь государства. Федеральные деньги необходимы, прежде всего, небольшим многоквартирным домам. В крупных домах удается постепенно собирать средства на капитальный ремонт – за год на счете 8-подъездной девятиэтажки скапливается до 1,5 миллионов рублей. Мы можем собираться с домовым комитетом или инициативной группой и решить, как расходовать средства. Почти всегда удается убедить собственников, что, допустим, заменить прогнившие трубы в подвале важнее, чем поставить дворовую площадку. А вот 80-квартирный дом, естественно, за счет своих средств капитальный ремонт не потянет. Фонд содействия реформированию ЖКХ – это была единственная возможность помочь таким домам.
Николай Смирнов:
- Принято решение, что после окончания действия федерального фонда по капительному ремонту создадим региональный фонд, в котором будут аккумулироваться и бюджетные средства, и деньги собственников. Он будет действовать аналогично федеральному фонду, но только условия отбора будут более легкими. 185-й федеральный закон установил такие жесткие критерии отбора к муниципальным образованиям, что у нас из 94 муниципалитетов только 37 смогли поучаствовать. По новой, региональной, программе условия отбора будут адаптированы в том числе к сельским поселениям. Объем финансирования будет, конечно, меньше. Самое главное условие: средства будет выделять только на те дома, где жители добросовестно оплачивают все коммунальные и жилищные услуги и готовы участвовать в софинансировании капитального ремонта дома.
Дмитрий Кружаев:
- 185-й закон так разрекламировали, что теперь любой знает про эти 300 миллиардов, выделенных на ремонт жилфонда. Но у людей эти цифры в голове не укладываются! Любая бабушка считает, что ей сейчас за эти деньги должны все сделать. А если дом не попал в программу, то возникает подозрение, что управляющие компании эти деньги куда-то дели. Думаю, государству надо определиться с тем, сколько средств оно готово вложить в эту программу. Чтобы люди четко понимали, на что можно рассчитывать, и не более того. Чтобы люди учились рассчитывать на свои силы и считать: допустим, надо отремонтировать кровлю, электрику, сантехнику и поставить детскую площадку. Государство готово выделить 5 миллионов рублей, а на все надо 15 миллионов. Давайте думать, где взять еще десять - копить, брать в кредит? Все ждут, когда придет добрый дядя и все сделает. Не будет этого! Пора понять: это была помощь от государства, но дальше нужно рассчитывать только на свои силы.
УПРАВДОМЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ, ИЛИ КТО ХОЗЯИН В ДОМЕ?
Генеральный директор ООО «УК «Нижнеисетская» Юрий Дулына:
- Люди считают, что 185-й закон - это некая панацея, этакая палочка-выручалочка. Там уже нет денег, осталось 20 миллиардов на следующий год на всю страну. Управляющие компании пришли к управлению жилфондом с нулевым балансом. Никаких мифических средств 60 - 70 - 80-х годов нам никто не передавал. Мы начинаем получать средства с момента начала работы. Проверяющие органы наказывают нас за то, что мы нарушаем права граждан, которые проживают в ненадлежащих условиях. Но у нас просто нет средств, чтобы сделать сразу все, справиться теми средствами, которые есть на данный момент. Если в Екатеринбурге жилфонд «тяжелый», то что говорить о небольших городах? Откуда только дома не достались нам в наследство! Например, наш микрорайон Химмаш практически весь был ведомственным. А что такое ведомственное жилье? Построили, бросили, потом передали муниципалитету. Я уже не говорю про дома военных - там просто аховое положение! Чтобы привести их в порядок, нужны многомиллионные вливания. Только по самым скромным подсчетам, на ремонт микрорайона Химмаш надо 700 миллиона рублей, а в прошлом году дали 2 миллиарда на всю Свердловскую область.
Генеральный директор ЗАО «УК «Верх-Исетская» Елена Малахова:
- Люди готовы платить за какие-то дополнительные услуги – видеонаблюдение, шлагбаум, консьержа. Но когда говоришь: давайте спустимся в подвал, там надо выполнить целый ряд работ, чтобы подготовиться к зиме, все почему-то замирают в ожидании чуда. Полагают, что это должно делать государство. Люди думают: все, что за дверью – это уже не мое. Постоянно приходится напоминать людям, что они – собственники жилья. А подвал и крыша – это тоже часть их собственности. Но самое обидное: люди не берегут то, что сделано с помощью их же денег! Как бы красиво мы ни отремонтировали подъезды, приходя через месяц-другой, видим, во что они превращаются.
Председатель правления ТСЖ «Юго-Западное» Вадим Арапов:
- Мы грешим на собственников жилья, что они не проявляют инициативу. А как Вы себе это представляете? Каждый по отдельности будет ходить в управляющую компанию? Зачастую нет представительного органа, который мог бы прийти и сказать: вот у нас столько денег, давайте будем делать то-то и то-то. Реальный заказчик может появиться только там, где есть объединение граждан – ТСЖ, кооператив. Есть правление – есть реальные люди, с которыми можно работать. У нас каждый год просчитывается объем капитальных затрат, чтобы приводить жилфонд в порядок, восстанавливать. Весной собирается правление, рассматривает предстоящий перечень работ, выносит решение. Летом-осенью выполняем работы, по окончании сезона проводим общее собрание и отчитываемся.
Для полноценного управления многоквартирным домом надо выстроить систему взаимоотношений заказчик – подрядчик. На мой взгляд, лучшая модель – это комбинированная, она применяется у нас, в ТСЖ «Юго-Западное». ТСЖ является заказчиком услуг и финансовым фондом, а профессиональное управление, содержание инженерных систем и оборудования МКД находится в ведении управляющей компании. Это классическая модель отношений заказчик-подрядчик. Но если в управляющих компаниях работают специалисты, то в ТСЖ зачастую нет профессиональных кадров, нужна их подготовка. Работникам ТСЖ требуется обязательный ликбез. А еще лучше – нанять управляющего дома. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо, выполняющее функции заказчика. Последний вариант самый оптимальный, но до него необходимо еще созреть и собственникам, и государству.
Заместитель генерального директора ООО «Фонд Радомир» Николай Моисеенко:
- Приходит человек на прием с квитанцией и говорит: я плачу вам 4 тысячи в месяц. Первые 10 минут приема у меня уходит на то, чтобы пояснить, что основные расходы в этой квитанции – это коммунальные услуги. И только две строчки - «капитальный ремонт» и «содержание жилья» – это расходы управляющей компании. Затем приходится объяснить людям, что они сами собственники дома, и сами решают, какие ремонты в нем проводить. Конечно, федеральный фонд здорово помог: с 2008 года мы отремонтировали более 70 домов, на это ушло более 100 миллионов рублей. Но мы понимаем: дальнейшие ремонты можно будет проводить только за счет самих жильцов.
У нас разработана целая программа по выборам старших по домам. Самое тяжелое начинается, когда домовой комитет уже создан. Сперва запрашивают у нас документы, потом, когда посмотрят, сколько денег требуется, какова собираемость и сколько здесь работы, домовой комитет вдруг исчезает. Они думают, что денег много, а когда посмотрят, как по факту обстоит дело, в 80 процентах случаев складывают с себя полномочия.
Валерий Терентьев:
- Я сам лично хожу по микрорайону Ботанический, провожу собрания – создаем инициативные группы, домовые советы, как того сейчас требует закон. Наш опыт показывает: сделать это вполне реально – есть активные жильцы, на которых можно опереться.
Правда инициативные собственники бывают разные, есть и те, кто подумывает о сознание ТСЖ. Против такой формы управления домом я ничего не имею. Есть хорошие, эффективно работающие ТСЖ. Но бывают и такие, где председатели меняются по 5-6 раз. Впрочем, и управляющие компании бывают разные. Есть стабильные, умеющие работать, а есть такие, которые, не имея и не умея ничего, всяческими путями пытаются получить жилфонд. Зачастую это опять же происходит через создание ТСЖ.
Почему-то бытует мнение: ТСЖ – это всегда хорошо, а управляющая компания – это всегда плохо. Мы в этом году на 110 домах сделали перерасчет по теплу на 12 миллионов рублей. Спрашиваю председателей ТСЖ: «Вы перерасчет за прошлый год сделали?» - «Нет, - отвечают, - мы деньги пока придержали».
СМИ говорят о негативных фактах только относительно управляющих компаний. А почему не говорят о собственниках? ТСЖ сейчас гораздо менее прозрачны. Нас, управляющие компании, постоянно проверяют Роспотребнадзор, Жилищная инспекция. ТСЖ не проверяет почти никто, как там расходуются деньги – большой вопрос.
Заместитель директора ООО «Первоуральская Жилищная Компания» Сергей Куртюков:
- Вам, екатеринбургским управляющим компаниям, хорошо: на таком-то доме накопилось столько-то денег на капитальный ремонт, на другом – столько-то. В Первоуральске в квитанциях нет статьи «капитальный ремонт». Каждый раз идем с поклоном к жителям. И начинается: кто за крышу, кто за подвал, кто за узел управления, кто за замену труб. В одном доме жители подъезда полгода согласовывали ремонт стояка! А если надо отремонтировать кровлю, то тут требуется провести собрание всех жильцов многоквартирного дома. Но всё же, есть и положительные примеры. Жители дома по адресу ул. Береговая, 76-В отказались от услуг одной из управляющих компаний Екатеринбурга и создали ТСЖ. Наняли нас и первое, что сделали – расписали план работ на 9 месяцев вперед. Председатель оказался толковым – понимает, что и в какой последовательности надо делать. Остаётся желать, чтобы таких неравнодушных жителей было как можно больше.
Дмитрий Кружаев:
- Люди начинают понимать, что от государства ждать помощи не стоит, и часто принимают решение провести ремонт из собственных средств. Мы ежегодно отчитываемся перед ними о том, как потрачены эти деньги. В нашем районе у каждого жителя есть информация о том, сколько денег было собрано и сколько осталось на так называемом лицевом счете дома. Инициатива жителей здесь имеет огромное значение. Допустим, у дома скопился миллион рублей на капитальный ремонт. Люди собираются и решают, куда его потратить: на кровлю, сантехнику, электрику, детскую площадку, еще что-то. Управляющая компания в данном случае лишь инструмент, мы лишь помогаем жильцам: накапливаем средства на счете, составляем дефектные ведомости и сметы, нанимаем подрядчика или можем, в конце концов, сами выполнить какие-то работы. Но без воли, без решения жильцов сами мы сделать ничего не можем.
Президент Фонда ЖКХ Свердловской области Василий Андриянов:
- Жилищный кодекс сделал незаметную революцию: жильцы вдруг стали обладателями общедомового имущества. Многие об этом даже не догадываются. Кроме того, капитальный и текущий ремонты дома сейчас могут заказывать только собственники дома - это компетенция общего собрания.
А недавно в 161-ю статью Жилищного кодекса ввели новый орган - совет многоквартирного дома. Во многих домах жильцы даже не научились проводить общие собрания. Кто будет их организовывать сейчас, когда надо выбирать советы домов? Опять все ляжет на управляющие компании, как это было в 2006 году, когда в каждом доме выбирали способ правления. Кстати, если раньше старший по дому - это была должность самодеятельная, то теперь - вполне законная. В Кодексе указано, что он может контролировать управляющую компанию, выступать заказчиком и даже по доверенности выступать в суде от имени жильцов дома.
ЗЛОСТНЫЕ НЕПЛАТЕЛЬЩИКИ
Владимир Пустовалов:
- На многих домах накапливаются средства по статье «капитальный ремонт». Из этих средств в этом году планируем провести капитальные ремонты 126 домов, в остальных проводим текущий ремонт. Но здесь есть одна серьезная проблема. К сожалению, не все жители добросовестно оплачивают жилищно-коммунальные услуги. В результате, на некоторых домах средств не хватает даже на поддержание внутредомовых сетей – огромные долги! Люди не платят по 3 - 6 месяцев и более. Там, где задолженность превышает 9 месяцев, мы готовим документы в суды.
Валерий Терентьев:
- Городу Екатеринбургу собственники и наниматели жилья должны 2 миллиарда 700 миллионов рублей. С поставщиками коммунальных услуг к августу месяцу у нас должна быть не более чем месячная задолженность – иначе нас не подключат на следующий сезон. А она сейчас у нас – 2 - 2,5 месяца.
Николай Смирнов:
- Управляющие компании управляют деньгами, которые заплатили жители. Если они не заплатят, требовать с управляющей компании, чтобы она выполнила какие-то работы, бессмысленно. Из каких средств? В Екатеринбурге задолженность жильцов перед управляющими компаниями больше, чем задолженность УК перед поставщиками топливно-энергетических и коммунальных ресурсов. Управляющие компании вынуждены отвлекать средства с жилуслуг, чтобы обеспечить граждан теплом, светом, холодной и горячей водой. Когда идет недоплата 3 - 5 процентов, это понятно, но у нас есть дома, где не оплачивают по 10 - 15%, порой до 30%. И наказать их управляющая компания не может. Отключить весь дом? Пострадают те жители, которые добросовестно платят.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕМОНТОВ
Директор ООО «ТермоТехника» Лев Осипов (подрядная организация):
- Современные технологии позволяют существенно увеличить срок эксплуатации объектов и отодвинуть срок следующего ремонта на многие годы. Соответственно, нам легче нести ответственность за проделанную работу – сейчас мы даем гарантию на проделанную работу до 6 лет. Если срок простой металлической трубы – 10 лет, а замена не позднее чем через 20 лет, то когда мы ставим металлопластиковую трубу, у нее уже срок эксплуатации – 50 лет. То же самое с кровлями – у одного материала срок службы 10 лет, у другого 15, у третьего – 25. Разбег по цене не такой уж большой.
В 185-м законе все четко определено, на какой вид работ какие материалы должны использоваться. Естественно, никто из подрядчиков не заинтересован в том, чтобы поставить на объект какие-то некачественные материалы - сегодня столько контролирующих органов! Приемку работ сдаем целой комиссии. И никакие иные материалы, кроме тех, что предусмотрены законом, использовать нельзя.
Николай Смирнов:
- Хорошо, когда дом прошел по программе и средства на ремонт выделил Фонд реформирования ЖКХ. Но если нет, если не хватает накоплений на лицевом счете дома, то встает вопрос, где взять деньги? Есть большие сложности с получением кредитов. В Европе широко развито кредитование в коммунальной сфере. Но нельзя сравнивать Россию с Прибалтикой и Европой: у нас прошла приватизации и в каждом доме множество собственников. А в Прибалтике и Европе собственник один. В Англии это - царская семья и пенсионный фонд, в Австрии - пенсионный фонд и частные управляющие компании. Они собственники домов, и им кредиты дают легко. А у нас, когда по 100 собственников в одном доме, никто кредит не даст.
Лев Осипов:
- Однако уже есть положительный опыт. Вместе с Нижегородским заводом мы внедряем на Урале закрытые системы горячего водоснабжения (горячую воду «глушим» и «запитываемся» через отопление). Разработали программу, утвердили ее в банке «УРАЛСИБ», предложили ее управляющим компаниям – «Стандарту», «Радомиру». Но получить кредит на управляющие компании не получилось – банки действительно готовы кредитовать только самих собственников. Поэтому вышли на ТСЖ.
НУЖЕН ДИАЛОГ!
Владимир Пустовалов:
- Потенциал, который есть у управляющих компаний, нарабатывался годами. В каждой УК есть своя аварийно-диспетчерская служба, которая не только свой фонд обслуживает и в любой ситуации выходит из положения, но и «социалку» спасает. Те же ТСЖ постоянно обращаются за помощью: не могут запуститься в зимнее время или решить аварийную ситуацию. Управляющие компании «пашут» день и ночь. И в ежедневном режиме отвечают на запросы по проверкам. С кадрами беда. Приходит молодой специалист с образованием - инженер ПГС. Поработает с годик, посмотрит на круглосуточную работу и уходит на стройку, где посменная работа. Нападки на управляющие компании идут одна за одной, а люди работают, не щадя себя. Обидно становится!
Валерий Терентьев:
- Я работаю в системе ЖКХ около 30 лет, начинал с мастера ЖЭУ. Сейчас самый больной вопрос – нет подготовки кадров жилищно-коммунального хозяйства. Нужны слесари-сантехники, мастера, начальники участков, начальники ЖЭУ. Нет колледжей, нет институтов жилищно-коммунального хозяйства, нет системы подготовки кадров. Эксплуатация и содержание жилья из-за этого очень сильно хромает. Это проблема общая – что для управляющих компаний, что для ТСЖ.
Василий Андриянов:
- Сегодня есть непонимание между жителями и управляющими компаниями. Коммунальщики недоумевают: почему они работают, не щадя себя, а слов похвалы и благодарности не слышат. На мой взгляд, у большинства управляющих компаний не налажен диалог с населением. Здесь Свердловская область очень сильно отстает от соседей - Тюменской и Пермской областей. Там идет постоянное общение коммунальщиков с жителями, любое свое решение УК тут же транслирует через домовые комитеты, постоянно проходят жилищно-потребительские конференции. Когда есть понимание между управляющими копаниями и собственниками жилья, не возникает необоснованных претензий и жалоб. А когда коммунальщики отдельно, а жители отдельно, они ничего не понимают и ужасаются тем счетам, которые приходят. Естественно, возникают жалобы и обвинения в адрес ЖКХ. В управляющих компаниях очень сильные отделы по работе с населением. Им нужно как можно теснее работать с людьми, выстраивать диалог. Объяснять жильцам, что они сами - собственники своего дома. И сами решают, когда и как его ремонтировать.
