Поднадзорное ЖКХ. Кто и как контролирует работу управляющих компаний?
21.10.2011Рядом с домом, №122 (374), с 5, 13.
Советские времена в прошлом, и сфера жилищно-коммунального хозяйства давно пущена по рельсам рыночной системы. Нашим имуществом чаще всего заведует ни государство, ни муниципалитет, а частные управляющие компании, которым, как и любым другим коммерческим организациям, важно от своей деятельности получить прибыль.
Как же работают бизнесмены от ЖКХ? Есть мнение, что управляющие компании – это эдакие «баловни судьбы», которым в свое время повезло взять под свое крыло часть городского жилфонда, и теперь они беспрепятственно снимают дивиденды в виде платежей населения за ЖКУ и без зазрения совести кладут наши денежки себе в карман. Так ли это на самом деле?
В реальности, к счастью, всё совсем иначе. Жилищно-коммунальное хозяйство слишком социально ориентированная сфера бизнеса, чтобы государство отставило его без должного внимания. От качественной работы управляющих организаций во многом зависит здоровье и качество жизни граждан, поэтому такие предприятия находятся под надзором всевозможных ведомств, государственных и муниципальных организаций. Более того, новый Жилищный кодекс РФ предполагает, что собственники жилья сами будут осуществлять контроль деятельности своих УК. Для этого у граждан сегодня есть масса полномочий. Но обо всем по порядку.
Тотальный контроль
Государственные и муниципальные надзорные органы проводят проверки деятельности управляющих компаний по всем направлениям: и в области соблюдения жилищного законодательства, и в сфере хозяйственной деятельности, и в области финансовой и налоговой отчетности. Контроль осуществляется как в плановом режиме, так и в связи с поступающими в адрес жалобами жителей. Нередко надзорные органы с различной специализацией объединяются и проводят совместные комплексные проверки.
Хозяйственно-финансовая деятельность любой УК находится под бдительным контролем Управления ЖКХ Екатеринбурга, а также районным управлениям ЖКХ. Цель данных административных подразделений обеспечить устойчивое функционирование жилищного хозяйства города.
С жалобами на свои управляющие компании граждане часто обращаются в Государственную жилищную инспекцию. ГЖИ следит за соблюдением прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, проверяет факт соответствия этих услуг федеральным стандартам качества, а также следит за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников МКД. В полномочия ГЖИ входит вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений, а также привлечение к административной ответственности лиц нарушающих правила эксплуатации жилых домов. Также защитой прав граждан в области получения коммунальных услуг занимаются территориальные отделы Управления Роспоребнадзона по Свердловской области.
Регулярно проходят и прокурорские проверки. Как на уровне района и города, так и на областном уровне. Прокуратурой производится ежедневный мониторинг соблюдения требований жилищного законодательства при начислении потребителям платы за коммунальные услуги со стороны управляющих компаний. Как нам рассказали в Прокуратуре Чкаловского района Екатеринбурга, ежемесячно здесь проводит до 30 проверок на основании обращений граждан. Ежегодно в начале отопительного сезона прокуратура контролирует и целевое использование денежных средств собираемых в рамках коммунальных платежей.
Подготовка и проведение всех капитальных ремонтов также контролируется надзорными органами. Причем неважно, будут работы производиться за счет населения или будут задействованы бюджетные средства. Контрольно-ревизионное управление Администрации Екатеринбурга производит предварительную проверку всей проектно-сметной документации, с целью предотвратить необоснованное завышение сметной стоимости, и как следствие сэкономить средства населения или бюджета, а затем проверяет, как именно расходуются деньги, путем проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности. Стоимость и объемы, проведенных работ контролируются также и Управлениями УЖКХ города и района.
Расходование средств капитального ремонта, выделяемых по ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», дополнительно контролируется на уровне Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области и Счётной палаты Свердловской области. Также по распоряжению Генерального прокурора осуществляется дополнительный прокурорский надзор.
Районные отделения Государственного пожарного надзора проверяют дома, находящиеся в ведении УК, на соответствие требованиям пожарной безопасности.
За налоговой отчетностью управляющих компаний следят межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловской области. Ежеквартально и ежегодно проводятся камеральные налоговые проверки, позволяющие предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии и выявить проблемные моменты в деятельности налогоплательщика на начальном этапе. Не реже, чем один раз в 3 года, проводятся выездные масштабные налоговые проверки непосредственно в офисе компании.
Не оставляют УК без внимания и территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, районные ФБУ, а также Главное управление по налоговым преступлениям МВД России по Свердловской области.
Кроме этого, районные ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ и ГУ Свердловского регионального Фонда Социального страхования регулярно проверяют, как производятся исчисления и перечисления пенсионных и социальных взносов.
На государство надейся, а сам не плошай
Как нам рассказали в УК РЭМП УЖСК, для любой управляющей организации в сфере ЖКХ проверки надзорных органов – это норма. Каждую неделю приходят письма из прокуратуры, ГЖИ, не реже двух раз месяц из Роспотребнадзора... Бывало, здесь выявлялись серьёзные нарушения, но, как говорится, на ошибках учатся. Теперь же в РЭМП УЖСК предпочитают решать проблемные вопросы, не дожидаясь надзорных органов.
– Хоть мы и частная компания, региональные и местные власти тщательно контролируют все аспекты нашей деятельности. Так, в общем-то, и должно быть, ведь мы выполняем важные общественно значимые задачи и от нашей работы во многом зависит качество жизни тысяч горожан, - говорят в УК, - но самым эффективным способом контроля, на наш взгляд, был и остается контроль общественный.
Контролировать работу УК, ЖЭУ, клининговых компаний и т. д. на каждом конкретном доме необходимо ежедневно. С этой задачей могут справиться только собственники жилья. Управляющая компания будет работать действительно хорошо только в том случае, если будет налажен диалог с советом дома, который, к слову, по жилищному законодательству уже сейчас должен быть образован в каждом МКД.
Советы домов могут и должны проверять, на что тратятся деньги жителей, не дожидаясь годовых отчетов от УК. Совет контролирует работу подрядных организаций, подписывая акты выполненных работ. Члены домкома, исходя из имеющихся средств, могут решать, какие работы по текущему ремонту требуется провести в их доме, они вправе вынести на общее собрание собственников предложения по капитальному ремонту.
При решении жилищно-коммунальных проблем гораздо эффективнее сообща добиваться от своей УК конкретных результатов, чем обивать пороги кабинетов чиновников. Опыт уже созданных домовых советов показывает, что этот новый общественный институт может реально привести к оздоровлению нынешней ситуации в сфере ЖКХ.
